Некролог Игоря Ойстраха | Классическая музыка

Хотя Игорь Ойстрах, скончавшийся в возрасте 90 лет, был прекрасным скрипачом, он всегда жил в тени своего отца Давида. Игорь, возможно, не унаследовал редкое сочетание техники и музыкальности Давида Ойстраха, одного из величайших мастеров игры на скрипке 20-го века, но он сделал прекрасную международную карьеру и с другим опытом вполне мог добиться более открытого признания своих способностей. и достижения.

Окруженный музыкой с самого рождения в Одессе, на юго-западном побережье Украины, в то время входившего в состав Советского Союза, он с ранних лет знал, чего от него ждут. Оба его родителя были музыкантами; его мать, Тамара Ротарёва, была прекрасной пианисткой, и отец поощрял его начинать уроки в юном возрасте и усердно работать.

Дэвид, хотя часто и отсутствовал, чувствовал ответственность за музыкальное развитие Игоря и часто отправлял письма поддержки. Он был полон решимости, что его единственный сын будет играть на скрипке, в духе уважения к тяжелой работе и ценности приобретения знаний с юных лет. Он предупреждал сына о незавидной жизни его собственных ленивых школьных друзей и советовал ему усердно работать и не заставлять мать плакать.

Игорь Ойстрах (слева) и Иегуди Менухин в Королевском фестивальном зале в Лондоне в 1989 году. Фотография: Reuters / Alamy

После двух лет работы со своим первым учителем Валерией Меренблюм Игорь устал от невозможности воспроизводить на скрипке такие звуки, как его отец, и обратился к фортепиано. Тем не менее, на фотографии родителей и сына в их саду изображен семилетний Игорь, который выглядит опытным и уверенным в себе.

Так было до тех пор, пока семья не переехала в Свердловск (ныне Екатеринбург) в разгар Второй мировой войны, когда Игорь было 11, и он брал уроки игры на скрипке с учителем своего отца, Петром Столярским, так что есть какие-то реальные успехи. Всего за три месяца Столярский смог убедить Игоря в том, что он должен играть на скрипке не просто потому, что родители этого хотели, а потому, что это было возбуждающе и интересно. Затем Ойстрах пошел в Центральную музыкальную школу в Москве, снова учился у Меренблюма и преуспевал в среде, где рождались одни из величайших музыкантов мира. Игорь вспомнил, как играл скрипичные сонаты с Геннадием Рождественским, позже известным как дирижер, но блестящим пианистом в студенческие годы.

Ойстрах начал уроки с отцом в Московской консерватории в 1949 году. Многие уроки проходили дома. Стандарты были высокими, отец строгий, требовательный и критичный. Поощрение было за прекрасную технику. Он не настаивал на музыкальном подражании, и Ойстрах-младший был полон решимости следовать своим инстинктам в исполнении, регулярно отвергая идеи своего отца об интерпретации, использовании вибрато и выборе темпа. В 1952 году Игорь получил первую премию на Международном конкурсе Венявского в Польше, а в следующем году дебютировал в Лондоне в концертах Бетховена и Хачатуряна. Произошедший вскоре после смерти Сталина, этот и его отец лондонский дебют в 1954 году ознаменовали важные шаги в культурной оттепели для советских художников, которых поощрял импресарио Виктор Хохгаузер.

Игорь Ойстрах (слева) и его отец Давид в 1961 году. Фотография: Hulton Deutsch / Corbis / Getty Images

Постепенно два музыканта начали работать вместе, давая концерты произведений для двух скрипок, для скрипки и альта (Игорь обычно играл на скрипке на альте своего отца) или с Игорем, играющим и его отец дирижирует. Их знаменитые исполнения Двойного концерта Баха для двух скрипок начались в 1947 году, но начало их многолетнего дуэта на международной сцене и в студии звукозаписи началось позже, в конце 1950-х.

Концертная симфония Моцарта. для скрипки и альта произведения Венявского и Сарасате, а также трио-сонаты Леклера и Тартини с Владимиром Ямпольским на фортепиано были частью их репертуара. Запись дуэтов Гайдна, Шпора, Онеггера и Прокофьева 1961 года (Соната соч. 56) выиграла Гран-при диско. В классической записи отца и сына, играющих Двойной концерт Баха (1962), музыканты легко переплетаются в идеальной координации; критик охарактеризовал эту пару как «царь Давид и князь Игорь».

Игорь и Давид Ойстрах играли Двойной концерт Баха в 1974 году

Игорь также сделал много записей репертуара основного сольного концерта, в том числе Концерта для скрипки Элгара, Шостаковича. № 1, дирижирует сына композитора Максима, и Брамса с Лондонским симфоническим оркестром. В 1958 году он стал ассистентом отца в Московской консерватории. Семь лет спустя он стал профессором и преподавал в классе, совмещая это с занятиями в качестве скрипача и дирижера, а также занятой независимой сольной и записывающей карьерой, которая охватила его по всему миру.

О неожиданной смерти его отца в В 1975 году Игорь сформировал еще один скрипичный дуэт со своим сыном Валерием, прекрасным музыкантом. После распада СССР он поселился в Брюсселе, где в 1996 году был назначен профессором Консерватории Конинклейк.

Вместе со своей женой-пианисткой Натальей Зерцаловой он записал полные сонаты Моцарта и Бетховена, и для последнего они были удостоен почетного члена Общества Бетховена в Бонне. Среди других наград Игоря — президентство в Российской секции Европейской ассоциации преподавателей струнных инструментов, а в Бельгии — в Фонде Сезара Франка и в почетном членстве в Фонде Исаи. Член жюри различных международных конкурсов скрипачей, в 1978 году он председательствовал на конкурсе Чайковского.

В 2004 году Игорь и его сын дали концерт в Лондоне по случаю 50-летия дебюта Дэвида там, а Валерий сейчас также является профессором Конинклийка. Консерватория.

Наталья умерла в 2017 году, у Игоря остался Валерий.

 

Игорь Давидович Ойстрах, скрипач, родился 27 апреля 1931 года; умер 14 августа 2021 года

 

Admin

Похожие записи

Read also x