Зурос, возглавляющий Музей естественной истории в Сигри, десятилетиями изучал различные леса, существовавшие на острове. «Чем больше мы открываем, тем лучше понимаем прошлые экосистемы», — сказал он. «Первые известные нам леса были субтропическими, что далеко от средиземноморской растительности на Лесбосе сегодня».
Раскопки его командой из 35 человек вдоль 20-километрового шоссе, соединяющего Сигри с Каллони, крупнейшим городом региона, с 2013 года дали дали более 15 значительных участков окаменелостей, но более ранние находки бледнеют по сравнению с самыми недавними.
Открытие целого дерева, лежащего на ложе из листьев, было не только беспрецедентным, но и чистой удачей. «Строители собирались заасфальтировать эту часть шоссе, когда один из наших техников заметил крошечную ветку. Дорожные работы прекратились, мы начали раскопки и довольно быстро поняли, что случайно наткнулись на невероятную находку », — сказал Зурос. «Теперь она станет частью музея под открытым небом, который мы собираемся создать».
Геологи всего мира назвали находку прорывом. «У нас есть случай необычной окаменелости, когда дерево сохранилось с целыми различными частями. В мировой истории палеонтологии он уникален », — сказал португальский палеонтолог Артур Абреу Са. «То, что он был погребен отложениями, выброшенными во время разрушительного извержения вулкана, а затем обнаружен на месте, делает его еще более необычным».
Окаменелые стволы деревьев на месте раскопок. Фотография: Николас Зурос
«Чрезвычайная климатическая ситуация подчеркнула необходимость понимания экосистем в более жарком будущем, если глобальные температуры не будут снижены, и, как таковой, окаменевший лес Лесбоса открывает бесценное окно в прошлое», — сказал профессор Иэн Стюарт, руководящий Институт устойчивого развития Земли при Университете Плимута
«Это место мирового класса, чтобы взглянуть на среду, существовавшую 20 миллионов лет назад», — сказал он Guardian. «Подобные находки — это окно в определенное прошлое, тепличный, тепличный мир, существовавший тогда. Они могут быть индикатором того, что нас ждет, если мы не соберемся вместе в борьбе с чрезвычайной ситуацией, связанной с изменением климата ».
В последнее время Лесбос был более известен благодаря тысячам беженцев, которые высадились на его берегах. но необычайно разнообразный ландшафт и растительность острова также привлекают ученых, интересующихся его геологическим прошлым.
«Окаменелый лес — первая остановка в нашей экскурсии», — сказал Хронис Цдакис, профессор физической географии Лондонского университетского колледжа, который последние десять лет проводит полевые занятия на Эгейском острове. «Это никогда не разочаровывает… Эти новые находки просто потрясающие. Дерево с еще прикрепленными ветвями является редкостью, а 150 стволов, извлеченных вместе, предоставят снимок лесного сообщества, что позволит нам оценить его биоразнообразие в определенный момент времени ».
Именно на Лесбосе работал Аристотель. зоологические исследования, которые станут каноном биологической мысли на следующие 2000 лет.
Цедакис задумался, не повлияло ли в конечном итоге на философа, которого пригласил на остров его ученик Теофраст, геологическое чудо. Эрудит, который сам был учеником Платона, провел там два года, большая часть из которых ушла на изучение морской биологии.
«Мне часто нравится думать, что Аристотель, заложивший основы научных исследований на Лесбосе, должен был видеть окаменелые деревья Сигри », — сказал он, добавив, что сходство некоторых окаменелостей с их живыми родственниками могло вдохновить его теорию фиксированных и четко определенных видов.
«Выросший в соседнем Эрессосе, Теофраст,« отец ботаники », наверняка знал бы об этом и взял бы великого человека, чтобы увидеть это».