Что изучение нацистской истории моей семьи научило меня тому, как относиться к прошлому | нацизм

R Гуляя вокруг подвала моего семейного дома в Мангейме, на юго-западе Германии, несколько лет назад я обнаружил доказательства того, что в 1938 году мой дед воспользовался антисемитской политикой нацистов, чтобы купить небольшой бизнес у еврея. семья по невысокой цене. Я также нашел письма от единственного выжившего из этой семьи: его родственники были убиты в Освенциме. После войны он написал с просьбой о возмещении ущерба, но мой дед отказался выполнять свои обязанности.

Я был шокирован. Стремясь исследовать нацистскую историю моей семьи для книги, над которой я работал, я начал с того, что вызвал двух очевидцев из первых рук. Моя тетя Ингрид, 1936 года рождения, пострадавшая от бомбардировок во время войны и послевоенной бедности, извинилась за действия своего отца: «Мы не можем поставить себя на их место. Они жили при диктатуре — чтобы сопротивляться, нужно было быть героем ».

Мой отец, Волкер, 1943 года рождения, принадлежавший к поколению 60-х годов, которое заставило немецкое общество столкнуться с нацистским прошлым, был гораздо менее снисходительным: «Я говорил отцу: меня расстраивает не то, что ты сделал нацистский салют, потому что я тоже мог это сделать; Дело в том, что даже сегодня вы все еще не осознаете зверства Третьего рейха и свою собственную ответственность ».

Свидетельства менее надежны, чем документы. Они фильтруются через опыт и эмоции, печаль и гнев, но также через любовь и преданность. Мне пришлось противопоставить им исторические факты. Как далеко можно было не быть нацистом при Третьем рейхе? Какие были риски? Что обычные немцы, такие как мои бабушка и дедушка, знали о преступлениях нацистов, о судьбе евреев?

Если зачать Освенцим было трудно, все равно было невозможно «ничего не видеть, ничего не слышать», как поколение моих бабушек и дедушек заявили до самой смерти. Тем более, что многие участвовали в аукционах, проводившихся в квартирах депортированных евреев: дома, заброшенные в спешке, где на кухонном столе еще могли быть чашки кофе или игрушки в детской. Сам Йозеф Геббельс говорил, что его соотечественники «как стервятники бросились на теплые крошки евреев».

Я также принимал во внимание психосоциальные механизмы, формирующие социальные и индивидуальные установки: конформизм моральным стандартам, страх, оппортунизм, а также политические и идеологические манипуляции. Третий рейх не просто завалил все слои общества пропагандой; он также разработал идеальный способ заставить людей стать соучастниками, сохраняя при этом их совесть чистой: сделать преступление законным.

В конце концов я пришел к выводу, что мой дед не был слеп к безнравственности своих действий. Ему позволила легализация разграбления еврейской собственности, но он действовал исходя из своего собственного оппортунизма. По собственной инициативе он участвовал в организованной государством преступности, подпитывая бесчеловечное предприятие режима, которого он даже не поддерживал. Тот факт, что к тому времени антисемитизм был нормой, не меняет его личной моральной неудачи.

Помимо сложности исторических контекстов и серых областей любых человеческих усилий, есть действия, которые вчера были такими же неправильными, как и сегодня. Укрыться в моральном релятивизме, столкнувшись с тенями истории, — легкий побег, но он ведет в тупик. Тем не менее, сколько стран застряло в отрицании под предлогом того, что они отказываются судить о своем имперском прошлом по сегодняшним стандартам?

Рабство, например, никогда не было «хорошим». В европейских христианских обществах рабство всегда вызывало определенное сопротивление и беспокойство — оно явно противоречило посланиям любви. На протяжении всей истории христианская догма неоднократно выражала неприятие рабства. Таким образом, это практиковалось предпочтительно вдали от дома, чтобы английские и французские леди и джентльмены могли пить сладкий чай или есть шоколадные десерты, не думая о страданиях, которые их удовольствие приносило другим. Таким образом, нации и предприятия могли получать огромные прибыли, не останавливаясь на размышлениях о человеческих жертвах и разрушениях в далеких странах.

Миллионы европейцев, которые прямо или косвенно извлекали выгоду из работорговли, держа Библию у своих кроватей, не были невежественными или непросвещенными. . Они были просто оппортунистами и лицемерами, фанатиками, предавшими своего Бога, когда им это было удобно.

Это лицемерие стало еще более невыносимым, поскольку политическая идея о том, что каждый человек рождается свободным и должен пользоваться такими же правами, продвигалась в западных странах. Как могли Великобритания, Франция, Нидерланды и США, нации, которые считали себя поборниками свободы, на протяжении веков бессовестно эксплуатировали и угнетали других посредством рабства и колониализма? И здесь мы снова не можем сказать, что наша текущая точка зрения искажает прошлое. На протяжении всей этой мрачной истории голоса, особенно тех, кто был порабощен и колонизирован, призывали к этим аморальным двойным стандартам.

Если Британия и другие страны хотят примириться со своим прошлым, им нужно принять минимальный консенсус: рабство а колониализм можно объяснить не «социальными и моральными стандартами» другой эпохи, а хищным желанием господства и прибыли. Как удобно, что ваша жажда эксплуатации оправдана расовой иерархией, в которой вы оказались на вершине.

Такой консенсус не «отменит» дебаты; вместо этого он деполяризует его. Это откроет возможность для плодотворного диалога и поможет преодолеть старую диалектику жертвы и преступника, заменив ее культурой честности и ответственности. Несмотря на утверждения об обратном, отказ от этого диалога, томящийся в отрицании, в конечном итоге более разрушителен, чем столкновение с прошлым. Это свидетельствует о глубоком непонимании того, насколько важен этот процесс для демократической зрелости.

По личному опыту я знаю, какая тяжелая ответственность приходит с осуждением эпохи, которую вы не пережили, населенной мертвыми людьми, которые больше не могут защищаться . Но я также знаю, насколько необходимо преодолевать слепую преданность своей семье или стране, работать над исправлением предрассудков и принимать во внимание точки зрения других, если вы действительно хотите искать истину. Исследуя историю своей семьи, я часто спрашивал себя: что бы я делал при Третьем рейхе? Я никогда не узнаю. Но читая немецкого историка Нотберта Фрея, я понял, что тот факт, что мы не можем знать, что мы сделали бы, «не означает, что мы не знаем, как нам следовало бы себя вести».

  • Жеральдин Шварц — писатель, журналист и кино- производитель. "Те, кто забыли" издается в мягкой обложке в издательстве "Пушкин Пресс"

Admin

Похожие записи

Read also x