Тысячи людей в 11 часовых поясах России вышли на улицы 23 января в знак протеста против ареста лидера российской оппозиции Алексея Навального, несмотря на зимний холод, пандемию и вполне реальную угрозу жестокого обращения со стороны полиции и лишения свободы. Мероприятие открывает длительный сезон протестов в преддверии парламентских выборов в сентябре, которые превращаются в плебисцит о легитимности двухдесятилетнего правления президента Владимира Путина, независимо от того, фальсифицирует он их или нет.
Протесты прошли просто так. через неделю после дерзкого возвращения Навального в Россию. В августе он был доставлен в больницу в Германии после отравления нервно-паралитическим веществом и оставался там несколько месяцев, чтобы выздороветь. Перед отъездом из Германии Навальный принимал участие в расследовании своего отравления (в основном под руководством британской следственной группы Bellingcat) и даже имел длительный телефонный разговор с одним из предполагаемых убийц.
Навальный сейчас находится под арестом по обвинению в совершении преступления. нарушив условный приговор, уехал в Германию и пробыл там несколько месяцев. Судебный приговор, за который он получил условный приговор, был признан незаконным Европейским судом по правам человека.
Все чаще кажется, что лидер российской оппозиции стал главным соперником Путина, если еще не для руководства страны, то, по крайней мере, для государства. статус самого известного в мире русского. Его недавно обретенная международная известность превратилась в шутку из-за политики прокремлевских СМИ, которые называли его просто «блоггером», и из-за отказа самого Путина называть его по имени.
На самом деле он начал как антикоррупционный блогер в течение некоторого времени. Десять лет назад Навальный был первым оппозиционным деятелем России, которому удалось создать чрезвычайно эффективную общенациональную сеть сторонников, многим из которых было от двадцати до двадцати или даже подростков.
В стране, погрязшей в политической апатии и всепроникающем цинизме, ему удалось вдохновить миллионы людей, проводя новаторское расследование поразительной коррупции в окружении Путина и представление его в простых для понимания видеороликах на YouTube, наполненных его фирменной иронией. Арестованный по прибытии из Германии, Навальный выставил Кремль слабым и мстительным.
Решение о его задержании можно интерпретировать как признак судорожного страха, но в этом есть и прагматическая сторона. Самая жесткая часть путинского электората может на самом деле наслаждаться сценами жестокого обращения с Навальным.
Ток-шоу на телеканалах, связанных с Кремлем, ведущие таких людей, как Владимир Соловьев и Дмитрий Киселев, которые получают почти садистское удовольствие от наблюдения за испытаниями Навального, имеют значительная аудитория. Киселев даже провел ночь в гостиничном номере в Томске, где, вероятно, произошло отравление Навального — просто чтобы посмеяться над возмущенными покушением на убийство.
Но у Навального есть свои яростные сторонники и растущая аудитория. Его последнее расследование, посвященное роскошному дворцу, который Путин якобы построил для себя на берегу Черного моря, набрало 25 миллионов просмотров на YouTube в течение 24 часов с момента его публикации 19 января, а к 23 января они достигли ошеломляющих 70 миллионов.
Сегодня, похоже, что российское общество разделено на три неравные части. Два меньшинства представляют собой стойких сторонников Навального и Путина, а большинство в середине составляют люди, чья поддержка российского президента носит предварительный и прагматичный характер. Это люди, которые держатся за толпу и всегда очень внимательно относятся к общему настроению в стране.
Это означает, что они могут изменить свои политические предпочтения в единовременном случае, когда оппозиция нынешнему руководству достигает критической массы. Так случилось в 1991 году, когда демократическая революция в Москве привела к распаду всего советского государства. Попытка коммунистических сторонников жесткой линии организовать военный переворот вызвала массовую реакцию, которая привела к падению всего режима.
Совсем недавно, в 2020 году, очень похожий резкий сдвиг произошел в Беларуси, где люди внезапно поднялись против своих президент-диктатор Александр Лукашенко, большинство из которых присоединяется к протестам и сопротивлению под руководством оппозиции. Лукашенко все еще держится, хотя он явно утратил легитимность.
Именно такой сдвиг Навальный надеется ускорить, когда призывает людей проводить акции протеста. Он, вероятно, не ожидает немедленного успеха. Скорее он набирает обороты для горячей фазы избирательной кампании в Думу весной и летом, когда страхи от COVID-19 и холода утихнут, и на улицы выйдет еще больше людей.
Хотя многих вдохновляет бесстрашие Навального. , это будет тяжелая битва. У миллионов условных сторонников Путина есть веские основания полагать, что они могут потерять больше, чем получат в случае его падения. Это продиктовано их опытом 1990-х годов и их пониманием региональной политики сегодня.
Путинский режим обеспечивает умеренно высокие стандарты жизни — на уровне более бедных стран ЕС и намного выше, чем в Украине или Грузии, двух предполагаемых моделях жизни. прозападные реформы на постсоветском пространстве.
Украина, пережившая неспокойные времена после революции и российского военного нападения в 2014 году, остается для россиян мощным пугалом. С одной стороны, революция на Майдане не смогла разрушить олигархическую систему или, как многие называют ее, мафиозное государство. С другой стороны, вмешательство Путина в Украину ясно показало, на что готов пойти режим, когда дело доходит до подавления движения за свободу.
Перспектива политической борьбы в России вызывает опасения по поводу распада страны, сопровождаемого вооруженными конфликтами с соседями. или внутренние мятежи. Многие россияне также подозревали, что недружелюбный или откровенно враждебный Запад будет приветствовать центробежные силы, которые разорвут страну на части, как и в Украине.
Запад совершенно не осознает масштабов проблемы, с которой мир столкнется, когда Россия, с ее арсеналом ядерного и другого смертоносного оружия, ее миллионами сотрудников службы безопасности, обученных сражаться и убивать, неизбежно вступает в период беспорядков из-за сломанной системы демократической передачи власти. Хуже всего то, что у него нет позитивной повестки дня для населения России, как это было для людей в других странах Восточной Европы, когда их приветствовали в Европейском Союзе и НАТО.
Ястребиная риторика, исходящая, в частности, из Вашингтона, заставляет похоже, что Запад предпочел бы, чтобы Россия превратилась в отчужденную евразийскую пустошь, окруженную санитарным кордоном враждебных националистических режимов, чем в процветающую демократию. Такая перспектива отпугнет даже самых либерально настроенных россиян от оспаривания правления Путина.
Взгляды, выраженные в этой статье, принадлежат самому автору и не обязательно отражают редакционную позицию Al Jazeera.